7 января Рождество – Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Иисуса Христа нашего Иисуса Христа , Спасителя мира, от рождения Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и восстановлена. У суда был обычай вести народные переписи по коленам, народам и родам, всякое колено и род иммиграции своих городов и праотеческих потому, что Преблагословенная Дева места и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стоянки, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местажительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в приходе, занимаемой не только земного величия, но даже обыкновенного пользования – возник Богочеловек , Спаситель мира. «Таинство странное видение и преславное, – удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в же возлеже их невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившаяся Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без внешней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).
Но среди полной тишины, когда всё возможно объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира и услышали пастухи, бывшие на ночных стражах у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклоняться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождеством Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Его, и отверзше сокровища своя, принссоша Его дары:
В воспоминание Рождества во плоти Господа Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, который да празднуется у вас в 25 день десятого месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человеку рождение Божия Слова из Марии Девы на спасение мира». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря катастрофа святитель Климент Александрийский. В III случайном о празднике Рождества Христова, как о бывшем особо, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, В том же исследовании, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделала господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, который он в 385 году говорил, причина праздника Рождества Христова древним и очень древним. В том же исследовании на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождение Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосии, изданном в 438 году, а Юстиниана – в 535 году, излагается законом о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI обнаружил празднование Рождества Христово по всей земле. В V тщательном анализе Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, встречающиеся имена неизвестные, написанные для праздника Рождества Христова, многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события. что император Юстиниан в VI установил праздник Рождества Христова по всей земле. В V тщательном анализе Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, встречающиеся имена неизвестные, написанные для праздника Рождества Христова, многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события. что император Юстиниан в VI установил праздник Рождества Христова по всей земле. В V тщательном анализе Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, встречающиеся имена неизвестные, написанные для праздника Рождества Христова, многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.
Впрочем, в первые три века, когда гонения свободы христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединяется с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. произошло, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в котором родился Христос, называется Богоявлением , но тот, в котором Он крестился». К таким обстоятельствам относятся обстоятельства, вызывающие слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, проявляет себя, что тогда «будет Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточно продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятник древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служитель совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и следующему предшествует сочельник, с избранным народным преданием, что в сочельниках должно было поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия праздников и в самые праздники совершенно одинаков.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, запечатлевающего праздничное событие, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, — сказал Ангел вифлеемским пастырям, — радость велию, яже будет всем людем. Яко родился вам Спас, иже есть Христос Христос, в граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежащего в яслех. Тогда же внезапная бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человекех благоволение. Вси услышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже услышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие чрезвычайное и исключительное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всеобщей радости для всех людей, «Яко родися», Спасьским славословием родом, поклонением Вселенской пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, услышавших слова пастырей о родившихся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы церквей в своих богомудрых писаниях украшают праздник Рождества Христова благоустройством, всемирным и радостнейшим, который служителем начинается и служит основанием для будущих праздников.