Каждое дело, даже самое малое, необходимо начинать с призывания имени Божия, ибо занятия, освященные молитвою, благотворны для нашего душевного спасения.

прп. Иларион Оптинский

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших.

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших.
Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), то есть на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.. Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам». Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. 
Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше. 

Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха»
Священный Собор в заседании 13 (26) августа 1918 года, в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:
 
1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.

Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. 
Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. 
Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях. Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иеромонах Афанасий (Сахаров), впоследствии епископ Ковровский, ныне причисленный к лику святых как исповедник. 

Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937. После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников. 
И лишь в 1995 году была напечатана отдельной книгой «Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим». 
В 2002 году текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).


В статье использованы материалы с сайта azbuka.ru.

Сегодня

18 апреля 2024 года

Фотографии

Рождественский вертепный спектакль 2023

Рождественский вертепный спектакль 2023