15 мая – День памяти блгв. князей Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида
Борис и Глеб – первые канонизированные Русской Православной Церковью святые. Борис при крещении был назван Романом, а Глеб –Давидом.
В 1015 году, после смерти их отца, великокняжеский престол должен был, согласно тогдашним законам наследования, перейти именно Борису, который, однако, не стал его оспаривать у незаконно захватившего власть Святополка, пасынка князя Владимира.
Борис не только не стал бороться за велико-княжеский престол, но даже отрядил к Святополку посла с более чем странной (в данных-то обстоятельствах!) просьбой: «Ты будь мне отцом, ты – брат мой стар- ший!» А «старший брат» посылает вместо ответа к Борису убийц, Застав его за чтением молитв всенощного бдения, они терпеливо дожидаются конца службы, по завершении которой Борис обращается к образу Спасителя со словами: «Сподоби меня принять страдание не от врагов, а от брата», а потом ложится на постель и позволяет наемным убийцам пронзить себя копьем. Рана не была смертельной, но Борис умолил мучителей «окончить повеленное» и, приняв роковой удар, он испустил дух.
Святополк, не удовлетворившись одним убийством, вызывает к себе в Киев Глеба, которого он заманивает ложным известием о тяжелой болезни отца, князя Владимира (к тому времени уже умершего). По дороге Глеб встречает гонца от своего брата Ярослава Новгородского, который, сообщив о смерти Бориса, предупредил князя о готовящейся засаде. Глеб прерывает путь и останавливается, чтобы
возвести молитву об упокоении души брата. В это самое время его и настигают вооруженные убийцы. Смертельный удар князю наносит ножом его собственный повар. Бездыханное тело Глеба разбойники бросили на берегу речки, опустив его между двумя бревнами. Над этим местом впоследствии временами возникало дивное сияние и раздавалось ангельское пение.
В 1019 году, через четыре года после кончины князя Глеба, здесь были обретены его нетленные мощи. Их перенесли в Киев, где уже покоилось тело Бориса.
Ярослав Мудрый, брат убиенных, настаивал на канонизации страстотерпцев, однако духовные власти Константинополя отказывались причислить их к лику святых: слишком уж недавно, по их мнению, была просвещена Русь светом Христовым, чтобы в ней так скоро могли по- явиться угодники Божии.
В 1078 году, когда мощи князя Бориса перекладывали из старого гроба в новую раку, церковь наполнилась дивным благоуханием. Присутствовавший в храме греческий митрополит Георгий, который до этого долго противился прославлению братьев, был несказанно по- ражен совершившимся чудом. Тогда же, прикоснувшись к находившимся здесь же мощам Глеба, получил исцеление князь Святослав, сын почившего к тому времени Ярослава Мудрого. Впоследствии при Владимире Мономахе в честь братьев-страстотерпцев в Киеве была выстроена особая церковь. Там их мощи и покоились до 1240 года, когда они бесследно исчезли во время татарского нашествия.